Стратегическое мышление
Величайшую опасность во времена нестабильности представляет не сама нестабильность, а действия в соответствии с логикой вчерашнего дня.

Питер Друкер
Важность стратегического мышления в бизнесе нет необходимости обосновывать. Реальность такова, что бизнес находится постоянно в состояние нестабильности. Поначалу, казалось, это очередной кризис, и как всегда, после него наступит время стабилизации. Прошло несколько лет, ситуация стала не столь острой, но сохранила некоторую «турбулентность», в виде колебаний валюты, ужесточения налогового контроля, увеличения налогового бремени как для бизнеса, так и для населения, как следствие - падение платежеспособности.

Как же в таких обстоятельствах бизнесу оставаться успешным? Важным инструментом работы в постоянно меняющемся мире, для руководителя являются стратегические совещания (сессии). С помощью стратегического совещания можно решить не только вопросы планирования и организационных изменений, но и сплотить сотрудников, вовлечь их в работу с максимальным интересом, что в перспективе даст нужную отдачу. Стратегические совещания помогут сохранить конкурентоспособность компании во всех аспектах: маркетинг, финансы, процессы, персонал. На хорошо организованных стратегических сессиях работает синергетический эффект. Когда от сложения усилий команды мы получаем не сумму усилий каждого в отдельности, а намного больше, например: 1 + 1 = 3.

Чтобы получить мощный эффект и добиться поставленных перед сессией целей, важно грамотно к ней подготовиться.

В этой статье я дам рекомендации, как сделать стратегическую сессию незабываемым событием в жизни вашей команды и достичь поставленных для бизнеса целей.

Первым и немаловажным этапом является подготовка. На этом этапе важно продумать все до мелочей и проработать различные сценарии развития событий.

- Определите цель совещания. Сформулируйте четкие задачи и результаты, которые хотите получить после сессии. Стратегическое совещание имеет пролонгированный эффект. Та работа, которая будет сделана в часы сесии будет продолжена уже на рабочих местах.

- Одной из самых распространенных ошибок является неправильный подбор команды для работы на таком совещании. Мы приглашаем, в нашем понимании, нужных людей: это ключевые сотрудники и управленческая команда. Пригласите в команду внешнего эксперта, пусть он подключиться на часть сессии, его участие может сдвинуть мышление команды в новую плоскость. Пригласите на сессию партнеров и специалистов из других областей. Можно поискать креативных участников среди родных и близких сотрудников, наверняка среди них найдутся люди с нестандартным подходом и видением.

- Выберите новое, необычное место для работы команды над стратегическими вопросами. Это должно быть точно не офисное помещение и не то место, где вы работаете. Идеальны свободные пространства, которые можно моделироваться под потребности команды и особенности сценария самой сессии. Важно, чтобы вас не отвлекали рабочие вопросы, и члены команды могли переключиться на другой уровень мышления.

- Перед началом сессии создайте у команды общий эмоциональный опыт. Возможно у вас есть любимый фильм или история, которая говорит о ваших ценностях и о том, что хотелось бы привнести в совместную деятельность. Попросите участников стратегической сессии посмотреть этот фильм до начала работы. Поделитесь на сессии эмоциями, которые возникли при просмотре фильма или прочтении истории.

- Используйте эмоциональные моменты во время сессии. Включите в сценарий формирование командного эмоционального интеллекта. Для этого используйте интересные истории из жизни участников или эмоциональные сюжеты фильмов.

- Используйте юмор, а не сарказм. Юмор – это умения смеяться над самим собой. Сарказм – это когда мы смеемся над другими. Юмор легко позволяет обходить трудности общения, позволяет сплотиться и создать незабываемые моменты.

- Тщательно подготовьте информационные материалы. Не делайте скучных презентаций. При подготовке материалов используйте метафоры и ассоциации. Сравните ваши показатели с шириной экватора или высотой Эйфелевой башни. Визуализируйте информацию, используйте инфорграфику и скетчи.

- Используйте коучинговые подходы в организации процесса. Задавайте больше открытых вопросов друг другу. Внимательно слушайте друг друга. Поощряйте атмосферу открытости и доверия. Продемонстрируйте ценность каждого члена команды в общем деле.

Сценариев стратегический сессий направленных на поиск новых идей достаточно много. Мне нравятся как классические подходы, с применением различных аналитических инструментов, например, SWOT-анализа, так и более креативные игровые методы.

Предлагаю вариант сценария стратегической сессии по методике Уолта Диснея. Эта технология родилась тогда, когда Диснея озарила идея перейти от 7 минутных мультипликационных роликов к полнометражным лентам. Процесс создания мультфильмов был очень сложным и трудоемким, так как все рисовалось художниками вручную. Поэтому эта затея с полнометражным мультфильмом была для команды Диснея прорывной и требовала новых подходов.

Для реализации стратегической сессии по технологии Уолта Диснея разделите процесс на три стадии: мечтатели, реалисты, критики. Организуйте 3 помещения, создав в них атмосферу, необходимую для работы группы на каждой стадии.

Стадия «Мечтатель»
Чтобы развиваться, нам важно видеть ясно цели. Мечтатели отвечают на вопрос: Что необходимо изменить? Мечтатели создают образ будущего яркий и привлекательный. На этом этапе раскрывается весь творческий потенциал команды. Работа может проводиться как в стиле «мозгового штурма» так и с применением игровых техник. Пригласите в команду креативных участников, стимулируйте рождение идей. Самое важное на этом этапе, поощрять любые идеи, не подключая внутренних критиков. Критика закрывает потоки творчества на стадии, когда создаются мечты.
Стадия «Реалист»
На этом этапе команда разрабатывает планы внедрения идей, которые родились на предыдущем этапе. Реалисты как бы отвечают на вопрос: Как достигнуть поставленных целей? Формируется программа из последовательности шагов к достижению цели, задаются реалистичные сроки.
Стадия «Критик»
На этом этапе план «реалистов» проходит серьезную оценку критиков. Критики отвечают на вопрос: Почему это может не сработать, каковы последствия?

Определяется, что сработает, а что нет. Какие последствия могут возникнуть при реализации плана для бизнеса как во внутреннем, так и во внешнем окружении.

После критической оценки, план может вернуться на доработку «реалистам» и даже к «мечтателям». Работа завершается, как только на стадии «критика» больше не возникает сомнений в реализации плана «реалистов». Очень важно запомнить, что критики никогда не критикуют мечтателей, то есть не критикуют идеи, рожденные на первой стадии. Критике подвергается только план действий.

Последовательность переходов от стадии к стадии может быть такой: